АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, у л. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbit r.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
14 марта 2011 г.
Дело №А40-112785/10
145-644
Резолютивная часть объявлена 27 января 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2011 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи Немовой О.Ю. (единолично)
при ведении протокола секретарем Брода М.А.
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития
к заинтересованному лицу - Федеральной антимонопольной службе
третьи лица - ООО «Правовой департамент», Федеральную
таможенную службу,
Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии
,
о признании незаконным решения от 20.08.2010г. в части и отмене
пп.1, 2 предписания от 20.08.2010г. по делу №1 15/100-10,
при участии:
от заявителя – Крылова Т.Г. по доверенности от 18.11.2010,
Малин А.А. по доверенности от 18.11.2010; Уварова Т.В. по доверенности
от 24.12.2010; Опимах М.В.
по доверенности от 24.12.2010;
от заинтересованного лица - Хомкалова М.Г. по доверенности от
20.10.2010 № ИА/35877;
от третьего лица – ООО «Правовой департамент»
- Карабанов М.С. дов. от 08.12.2010г.;
от третьего лица – ФТС – Крючков Г.Н. по доверенности
от 14.12.2010 № 15-45/106-10д;
от третьего лица - Федеральное агенство по техническому регулированию
и метрологии
не явился, извещен,
У С Т А Н О В И Л :
По уточненным требованиям, принятым судом в порядке ст.
49 АПК РФ Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития
обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании
незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 20.08.2010
по делу № 1 15/100-10
(п.1 - п.2) в части признания Росздравнадзора нарушившим пун кт
2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2010 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», в части
необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими
субъектами, выразившегося в незаконном требовании процедуры регистрации
корригирующи х линз и оправ для очков, установленном письмами
№ 5224/04 от 14.10.2004 и № 01-4303/05 от 16.06.2005 и выдачи
предписания о прекращении
нарушения антимонопольного законодательства, а также о признании
незаконным пункт 1 предписания Федеральной антимонопольной службы
от 20.08.2010 «О
прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении
действий, направленных на обеспечение конкуренции», выданное
по делу № 1 15/100-10.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается
на то, что оспариваемые решение и предписание противоречат требованиям
Основам
законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №
5487-1, постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 № 323, постановлению
Правительства
РФ от 19.01.1998 № 55, приказу Минздравсоцразвития России от 30.10.2006
№ 735 и препятствуют осуществлять возложенные на Росздравнадзор
функции по регистрации
и контролю за оборотом изделий медицинского назначения и способствуют
допуску на рынок продукции, в отношении которой не подтверждена
эффективность и
безопасность. При этом заявитель также указывает, что с даты принятия
Административного регламента Росздравнадзора по регистрации изделий
медицинского назначения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития
России от 30.10.2006г. № 735 регистрация корригирующих линз и
оправ для очков
осуществлялись на основании данного административного регламента,
а не на основании писем Росздравназора № 5224 от 14.10.2004г.
и № 01-4303/05 от
16.06.2005г., носящих информационный характер.
Заинтересованное лицо – ФАС заявленные требования
не признал, в представленном письменном отзыве ссылается на то,
что оспариваемое решение и
предписание приняты в порядке, установленном законом и в пределах
установленных полномочий, а также, что основания, указанные в
части 2 статьи 201 АПК РФ, для
п ри зн ан и я решения и предписания ФАС России незаконным отсутствуют.
3-е лицо – Федеральная таможенная служба требования заявителя
поддерживает
в полном объеме, по основаниям, изложенным в пояснениях.
3-е лицо – ООО «Правовой департамент» - считает
оспариваемые решение и
предписание законными и обоснованными.
3-е лицо – Федеральное агенство по техническому регулированию
и метрологии в судебное заседание не явилось, о времени и месте
проведения судебного
разбирательства извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено
в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании 20.01.2011 г., в соответствии со статьей
163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 27.01.2011
г., что отражено в протоколе судебного
заседания.
Судом проверено и установлено, что срок, установленный
ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующи х в
деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд
считает, что требования заявителя
обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
государственных
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных
лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку
оспариваемого акта
или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия)
и устанавливает их соответствие закон у или иному нормативному
правовому акту,
устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли
оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия
(бездействие), а также
устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия
(бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской
и иной
экономической деятельности.
Оспариваемое решение и предписание приняты ответчиком в
соответствии с его полномочиями, предусмотренными Приказом ФАС
России № 177 от 23.05.2008 г. «О
территориальных органах ФАС России», а также Приказом ФАС
России № 196 от 03.06.2008г. и Приказами Федеральной антимонопольной
службы России от 30.06.08 г.
№ 239 и от 30.06.2008 г. № 333, являются ненормативными актами
государственного органа, принятыми в сфере действия антимонопольного
законодательства, в связи с
чем, спор подлежит рассмотрению в порядке ст.ст. 197-201 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, антимонопольным органом
на основании обращения директора ООО «Правовой Департамент»
о правомерности требований
Росздравнадзора, Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии (далее – Ростехрегулирование) и Федеральной
таможенной службы (далее
– ФТС России) о регистрации корригирующи х линз и оп рав
для очков возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства
№ 1 15/100-10.
Данное дело возбуждено по факту направления Заявителем
в адрес руководителей органов здравоохранения субъектов РФ Росздравнадзором
письма от
14.10.2004 № 5224/04, в котором содержится информация о том, что
в связи с многочисленными обращениями по поводу низкого качества
и токсичности оправ
корригирующи х очков, импортируемых в Российскую федерацию, Федеральной
службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
принято решение
о введении с 1 квартала 2005 года государственной регистрации
оправ корригирующих очков отечественного и импортного производства.
Письмом от 16.06.2005 № 01-4303/05 Росздравнадзор указал
ФТС России на то, что в связи с началом государственной регистрации
оправ корригирующих очков с 1
июля 2005 года для целей их таможенного оформления необходимо
применение регистрационных удостоверений на оправы корригирующи
х очков, выданных
Росздравнадзором.
По итогам рассмотрения дела № 1 15/100-10 по рассмотрению
дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией
ФАС России 20.08.2010 принято
решение, в соответствии с которым Росздравнадзор признан нарушившим
пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №
135-ФЗ «О защите
конкуренции» в части необоснованного препятствования осуществлению
деятельности хозяйствующими субъектами, выразившегося в незаконном
требовании прохождения
процедуры регистрации корригирующих линз и оправ для очков, установленного
письмами № 5224/04 от 14.10.2004 и № 01-4303/05 от 16.06.2005.
Оспариваемое решен ие мотивирован о тем, что в соответствии
с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным
постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 «Изделия
медицинского назначения» относятся к классу 93, в то время
как оправы для очков и линзы для коррекции зрения относятся к
классу 94 (оправы для очков имеют код 94 4265, линзы для коррекции
зрения – 94 8000), в связи с чем антимонопольный орган пришел
к выводу, что оправы корригирующих очков и линзы для коррекции
зрения не относятся к изделиям медицинского назначения.
По результатам принятия указанного решения ФАС России вынесено
предписание от 20.08.2010, в соответствии с которым ФАС России
обязал
Росздравнадзор прекратить нарушение пун кта 2 части 1 статьи15
Закона о защите конкуренции, выразившееся в незаконном требовании
прохождения процедуры
регистрации корригирующих линз и оправ для очков, установленным
письмами № 5224/04 от 14.10.2004 и № 01-4303/05 от 16.06.2005,
а именно отозвать письма №
5224/04 от 14.10.2004 и № 01-4303/05 от 16.06.2005, а также не
устанавливать в дальнейшем не предусмотренные законодательством
РФ требования прохождения
процедуры государственной регистрации данной продукции.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Росздравнадзор
обратился в суд с заявлением о признании указанного акта незаконным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006
г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным органам
исполнительной власти, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, органам
местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных
органов органам или
организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному
банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или)
осуществлять действия
(бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению,
ограничению или устранению конкуренции, за исключением предусмотренных
федеральными
законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий
(бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование
осуществлению
деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления
не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований
к товарам или
к хозяйств ующим субъектам.
В соответствии с п. 14 ст. 5 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1
к полномочиям федеральных
органов государственной власти в области охраны здоровья граждан
отнесены полномочия по подтверждению соответствия (регистрация,
испытание и разрешение
применения) в том числе изделий медицинского назначения.
Согласно п.5.5 Положения о Федеральной службе по надзору
в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства
Российской
Федерации от 30.06.2004 № 323 Росздравнадзор осуществляет полномочия
по регистрации изделий медицинского назначения.
Выводы антимонопольного органа сделаны на основании Общероссийском
классификаторе продукции ОК 005-93, утвержденном постановлением
Госстандарта
России от 30 декабря 1993 г. № 301 (далее - ОК 005-93).
Вместе с тем, ОК 005-93 в Министерством юстиции РФ не зарегистрирован.
Класс продукции 93 000000 в ОК 005-93 поименован как «Меди
каменты, химико-
фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения».
Код ОКП 94 4265, на который ссылается заинтересованное лицо в
оспариваемом решении, введен в
ОК 005-93 Изменением 74/2007 ОКП, утвержденный Приказом Ростехрегулирования
от 27.03.2007 № 50-ст, то есть после направления Росздравнадзором
писем 5224/04 от
14.10.2004 и № 01-4303/05 от 16.06.2005.
При этом суд соглашается с доводами заявителя о том, что
в данном классификаторе содержание понятий «изделие медицинского
назначения» и «изделие
медицинской техники» не раскрыто, и данные понятия являются
специфическими и характерными для законодательства о здравоохранении.
Понятия «изделие медицинского назначения» и
«изделие медицинской т ехники» применяются в «О
сновах законодательства Россий ской Федерации об охране
здоров ья граждан » (утв . ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1), а
также в принятом в соответствии с ними Административном регламенте
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального
развития по исполнению государственной функции по регистрации
изделий медицинского назначения, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 30 октября 2006 г. № 735, до принятия
которого действовала Инструкция о порядке регистрации изделий
медицинского назначения и
медицинской техники отечественного производства u1074 в Российской
Федерации, утвержденная приказом Минздрава России от 2 июля 1999
г. № 274.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 июня
2008 г. № 2340/08 по делу № А39-
25/2007.
Согласно п. 1.3. Административного регламента Федеральной
службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
по исполнению государственной
функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного
приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 № 735 (зарегистрирован
в Минюсте России
30.11.2006 № 8542, далее - Административный регламент) регистрации
подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к
медицинскому применению на
территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты,
инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными
средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные
средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные
материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы
для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов,
программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях
по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены
для профилакти ки, диагностики (in vitro), лечения заболеваний,
реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского
характера, замены и модификации частей тканей, органов человека,
восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических
функций, контроля над зачатием, а также воздействия на организм
человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется
путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического
взаимодействия с организмом человека, однако способ действия которых
может поддерживаться такими средствами.
Таким образом, в качестве одного из критериев отнесения
продукции к изделиям медицинского назначения является в том, числе,
функциональное предназначение для
восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических
функций.
В связи с чем корригирующие очки и линзы для коррекции
зрения подлежат обязательной регистрации Росздравнадзором в установленном
порядке в качестве
изделия медицинского назначения в соответствии с п. 1.3. Административного
регламента.
Упоминание об отнесении оправ для корригирующих очков и
линзах для коррекции зрения к изделиям медицинского назначения
содержится также и в пункте 72 Правил продажи отдельных видов
товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.01.1998 № 55, предъявляющем требования к доведению
до потребителей информации об изделиях медицинского назначения,
в том числе, изделиях медицинских из резины, текстиля, стекла,
полимерных и других материалов, и запасных частях к ним, предназначенных
для профилактики, диагностики, лечения заболеваний в домашних
условиях, реабилитации и ухода за больными; оправах для корригирующих
очков и линзах для коррекции зрения.
При этом пунктом 72 Правил продажи отдельных видов товаров
предусмотрено, что помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12
настоящих Правил, информация о
вышепоименованной продукции должна также содержать сведения о
номере и дате разрешения на применение таких изделий в медицинских
целях, выданного
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального
развития в установленном порядке.
Данный порядок определен утвержденным приказом Минздравсоцразвития
России от 30.10.2006 № 735 Административным регламентом Федеральной
службы по
надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению
государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения.
В соответствии с п. 1.2, 1.7 Административного регламента
регистрация изделий медицинского назначения представляет собой
государственную контрольно-надзорную
функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения
к
производству, импорту, продаже и применению на территории
Российской Федерации, и направленную на обеспечение пациентов
эффективной и безопасной продукцией
медицинского назначения.
В связи с чем, суд соглашается с доводами заявителя о том,
что регистрация изделий медицинского назначения является по своей
правовой природе разрешением
уполномоченного органа, в данном случае, Росздравнадзора, на применение
соответствующего изделия в связи с его эффективностью и безопасностью,
подтвержденными в порядке, предусмотренным Административным регламентом.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что
наличие оснований для признания заявителя нарушившим ч. 1 ст.
15 Федерального закона "О защите
конкуренции" в части необоснованного препятствования осуществлению
деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления
не предусмотренных
законодательством Российской Федерации требований к товарам или
к хозяйствующим субъектам антимонопольным органом не доказано.
Соблюдение заинтересованным лицом требований ст. 41.1 Закона
о защите конкуренции материалами дела также не подтверждается.
В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции,
дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть
возбуждено и возбужденное дело
подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения
антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного
законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Согласно тексту оспариваемого решения и предписание вменяемое
заявителю нарушение выразилось в незаконном требовании прохождения
процедуры регистрации
корригирующи х линз и оправ для очков, установленного письмами
№ 5224/04 от 14.10.2004 и № 01-4303/05 от 16.06.2005.
Вместе с тем, оснований полагать, что в настоящее время
процедура регистрации спорной продукции осуществляется именно
на основании вышеуказанных писем, а не
на основании п. 1.3 Административного регламента, утвержденного
приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 № 735, вступившего
в силу после
направления заявителем писем 5224/04 от 14.10.2004 и № 01-4303/05
от 16.06.2005, а следовательно, что вменяемое заявителю нарушение
антимонопольного
законодательства на дату его обнаружения являлось длящимся, у
суда отсутствуют.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что
вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, наличие
законных оснований для
принятия оспариваемых пунктов решения антимонопольным органом
не доказано.
В силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия
(бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя,
суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом установлено, что оспариваемые пункты решения ФАС
России не соответствует требованиям Федерального закона "О
защите конкуренции" и нарушает
права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования
Росздравнадзора в части признания их незаконным подлежат удовлетворению.
Согласно положениям п.п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите
кон куренции, выдача антимонопольным органом предписания, обязательного
для исполнения, может быть,
осуществлена только в случаях, прямо указанных в законе. При этом,
согласно ч. 1 ст. 39 Закона, антимонопольный орган должен действовать
в пределах предоставленных
ему полномочий.
В соответствии с ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 50 Закона о конкуренции
предписание может быть выдано только на основании решения, принятого
Комиссией по результатам
рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства,
что предполагает соответствие такого решения закону.
Поскольку судом установлено несоответствие оспариваемого
решения действующему законодательств у, то выданное на его основании
предписание в
отношении Росздравнадзора также не может быть признано законным,
как противоречащее основным принципам гражданского законодательства
и целям
осуществления предпринимательской деятельности, изложенным в ст.ст.
1,2 ГК РФ.
Судом рассмотрены все доводы Заинтересованного лица и ООО
«Правовой департамент», однако, указанные доводы не
опровергают установленные судом
обстоятельства и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении
заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 65, 68,
71,110, 167 - 170, 176,197-201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным Решение Федеральной антимонопольной
службы от 20.08.2010 по делу № 1 15/100-10 (п.1 - п.2) в части
признания Росздравнадзора
нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2010
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного
препятствования осуществлению
деятельности хозяйствующими субъектами, выразившегося в незаконном
требовании процедуры регистрации корригирующи х линз и оправ для
очков, установленном
письмами № 5224/04 от 14.10.2004 и № 01-4303/05 от 16,06,2005
и выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного
законодательства.
Признать незаконным пункт 1 предписания Федеральной антимонопольной
службы от 20.08.2010 «О прекращении нарушения антимонопольного
законодательства
и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции»,
выданное по делу № 1 15/100-10 (проверено на соответствие Федеральному
закон у от 26.07.2010г. №135-Ф.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его
принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.Ю. Немова